![]() |
Вернуться назад на Административное право
Административные права граждан — это закрепленные нормативными правовыми актами права на: совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, требование от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации.
В юридической литературе существуют различные классификации прав граждан. Так, их делят на статусные и адекватные тем сферам, в которых они могут реализоваться.
Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны, например, право на имя, запрет на высылку гражданина РФ за ее пределы и т.п.
Адекватными сферам реализации являются, например, личные, социально-экономические, политические и другие права.
Профессор А.П. Коренев подразделяет права и свободы граждан в сфере государственного управления на абсолютные и относительные. В качестве обоснования своего подхода он указывал на степень возможности их реализации. Права и свободы он подразделял также на социально-экономические, политические и личные.
Профессор Д.Н. Бахрах выделяет права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным он относит права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. С учетом территориального фактора права могут быть федеральными, региональными, локальными. По содержанию различаются такие группы прав граждан, как право на социально-политическую активность, на участие в государственных делах.
В более детальном варианте свое конкретное выражение получают следующие группы прав и свобод граждан:
1. Права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления. 2. Права и свободы, вытекающие из характера государственно-управленческой деятельности.
3. Права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами. Например, Министерство образования и науки Российской Федерации определило порядок приема граждан в государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.
В соответствии с Федеральным законом N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», принятым для реализации гражданами конституционного права (статья 31 Конституции Российской Федерации) на объединение, создание, а также в связи с деятельностью, реорганизацией или ликвидацией общественных объединений, иностранные граждане и лица без гражданства наделены равными правами с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых этим Законом. Федеральные законы и международные договоры Российской Федерации могут предусматривать определенные исключения.
Действие Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7):
— общественная организация;- общественное движение;- общественный фонд;- общественное учреждение;
— орган общественной самодеятельности.
Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 3).
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Политические права РФ
Вернуться назад на Политические праваПолитические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.Политические права и свободы…
Вернуться назад на Политические праваПолитическая партия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; б) участвовать…
Вернуться назад на Политические праваПерестройка не оправдала надежд советского и партийного руководства на реформирование социализма, однако, она коренным образом подорвала основы тоталитаризма. Она положила начало формированию в нашей стране…
ProPravoGuru.ru » Финансы » Юристу » Административные права граждан