Наверное, каждый автомобилист, тем более работающий в таксопарке, хоть раз в жизни задумывался о профессии частного водителя. Внешне она выглядит весьма привлекательно – дорогой автомобиль, весьма высокая заработная плата и, по сути, такой же, как в такси, ненормированный рабочий график.
Однако практика показывает, что из желающих попасть на работу частным водителем лишь единицы добиваются успеха. При этом еще меньше тех, кто плодотворно работает долгие годы. Что ж, попытаемся разобраться, чем хороша или плоха работа частного водителя.
Как устроиться на работу частным водителем?
Как показывает изучение рынка вакансий, частных водителей требуется достаточно много. Газеты объявлений и Интернет пестрят всевозможными предложениями как от рекрутинговых агентств, так и самих работодателей. При этом в большей части таких объявлений излагаются и основные требования к соискателям.
Как правило, это внушительный стаж вождения, коммуникабельность, часто – отсутствие вредных привычек. К слову, работодатели крайне отрицательно относятся к лицам, имеющим склонность к спиртному, что вполне объяснимо. Вряд ли бизнесмену понравится, если накануне важной деловой поездки частный водитель «принял лишнего» или, того хуже, попался в таком состоянии сотрудникам Госавтоинспекции.
По этой причине устроиться частным водителем крайне сложно тем, кто ранее лишался водительского удостоверения за вождение в состоянии алкогольного опьянения.
Курение также нередко становиться отрицательным фактором. Причем такое требование к соискателям на должность частного водителя нередко выдвигают и работодатели, которые курят сами. Подобная «дискриминация» нередко объясняется страхом за сохранность внутренней отделки автомобиля. Поэтому некурящему человеку устроиться на работу частным водителем легче.
За что частным водителям платят деньги?
Пожалуй, основной критерий привлекательности профессии частного водителя заключается в высоких ставках оплаты труда. Действительно, платят водителям весьма солидно, о чем красноречиво говорят указанные в объявлениях суммы. Однако наивно полагать, что большие деньги будут платить «просто так». Как правило, для таких высоких ставок имеются весьма веские основания.
Первым из них является, конечно же, ненормированный трудовой график частного водителя. О нем работодатель, чаще всего, честно предупреждает в объявлениях о вакансии. На практике это означает «круглосуточную доступность» водителя в любое время дня и ночи.
Как правило, деловые люди ведут весьма насыщенный образ жизни из встреч, переговоров и, что греха таить, различных видов отдыха. Частный водитель должен полностью сопровождать руководителя на всех такого рода мероприятиях, терпеливо ожидая его прихода. На практике выполнить это требование довольно непросто, учитывая, что вызвать частного водителя могут и среди ночи.
Еще одной сложностью в работе частного водителя выступает весьма жесткий «предварительный отбор». Он грозит соискателю уже после приема на испытательный срок. Вполне закономерно, что руководитель ищет человека, который был бы абсолютно надежен во всех отношениях, и далеко не всем удается преодолеть этот первоначальный фильтр.
Не стоит забывать и еще об одном аспекте, за который часто и платят большие деньги. Как правило, о нем стоит задуматься, если в объявлении о поиске частного водителя имеется указание на физические способности. Это означает, что такой водитель выполняет сразу две функции – не только шофера, но и личного охранника VIP-персоны. Само собой, что риск такой работы (впрочем как и оплата) резко возрастают: логично, что если работодатель берет на работу охранника, то ему есть чего опасаться.
Навыки вождения
Само собой, что к частному водителю предъявляются весьма серьезные требования, касающиеся его опыта вождения автотранспортного средства. Как минимум, смотрят на общий стаж и опыт работы по специальности, как максимум – на определенные достижения или прохождение специальных курсов.
Нередко частные водители позднее проходят специальные курсы вождения с целью отработки навыков контраварийной подготовки. Естественно, что если частный водитель выполняет функции охранника, он также должен иметь опыт поведения в экстремальных ситуациях. При этом особо жесткие критерии предъявляются к водителям бронированных автомобилей.
Надо сказать, что вождение бронированного автомобиля сильно отличается от обычной езды на автомобиле, и справиться с ним под силу далеко не каждому. Связано это с тем, что бронированный автомобиль, несмотря на кажущееся сходство с обычным «гражданским» аналогом, имеет большую массу и кинетическую энергию при движении.
Само собой, что у такого авто существенно изменяется и поведение в поворотах, а реакции машины в экстремальных ситуациях требуют молниеносной реакции. Поэтому попасть на «броневик» обычному водителю такси практически нереально.
Что следует заранее оговаривать при трудоустройстве на работу частным водителем?
Решив устроиться на работу частным водителем, следует не забывать и о собственных гарантиях. Так, стоит заблаговременно обговорить с работодателем порядок предоставления отпусков и количество выходных дней. Кроме того, следует уделить внимание обязанностям, которые придется выполнять при работе. Собственно говоря, эти моменты требуют внимания при устройстве на любую работу.
Впрочем, есть и особенные моменты. Так, решив устроиться частным водителем, стоит сразу обсудить вопрос рисков, которые могут быть во время работы. Причем касается это не только охранных функций (если они есть).
В первую очередь имеет смысл поинтересоваться о последствиях возможного дорожно-транспортного происшествия, которое может произойти и не по вашей вине. Говорить об этом следует с точки зрения того факта, застрахован ли автомобиль, на котором вы будете работать частным водителем.
Причем речь здесь должна вестись не об обязательном страховании автогражданской ответственности (в просторечии – ОСАГО), а о страховке, покрывающей любые риски – КАСКО. Если машина застрахована по КАСКО, то любой ущерб, в случае дорожно-транспортного происшествия, владельцу будет возмещать страховая компания.
Если же такого рода страховка на автомобиль отсутствует, то взыскать ущерб работодатель вполне может и с частного водителя. В особенности, если виновником аварии будет признан именно он.
Каковы итоги?
Как видим, работа частного водителя – весьма непростой труд, сопряженный с рядом трудностей и, не редко, опасностей. Несмотря на привлекательную оплату, необходимо трезво взвесить все преимущества и недостатки данной профессии, понять, насколько ваша семья готова мириться с ненормированным рабочим графиком и какие могут иметь последствия самые разные ваши действия.
Лишь трезвый анализ и самокритичность смогут дать вам ответ на вопрос о том, готовы ли вы работать частным водителем.