Трудовое право

категория Финансы / Кадровику

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

1. Трудовое право
2. Трудовые права работников
3. Субъекты трудового права
4. Источники трудового права
5. Нормы трудового права
6. Принципы трудового права
7. Защита трудовых прав
8. Система трудового права
9. Акты трудового права
10. Предмет трудового права
11. Виды трудового права
12. Обязанности трудового права
13. Социально-трудовые права
14. Метод трудового права
15. Суть трудового права
16. Отношения в трудовом праве
17. Законы трудового права
18. Сфера трудового права
19. Нарушение трудовых прав
20. Международное трудовое право
21. Условия трудового праваТрудовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

В России основным источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), пришедший на смену Кодексу законов о труде РСФСР.

Из трудового права в последнее время выделяются публично-правовые блоки, такие, как право социального обеспечения (применительно к публичным внебюджетным «социальным фондам») или особенности найма труда для исполнения исключительно-публичных (государственных и муниципальных) служебных функций.

Трудовое право регулирует трудовые отношения с наемными работниками и некоторые другие отношения, связанные с ними: определяет порядок приема на работу, перевода и увольнения, продолжительность рабочего времени, формы оплаты труда, поощрения за успехи в работе и меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров.

Проводимая в настоящее время коренная реформа жизни нашего общества вызывает необходимость осмысления организации труда и его эффективности, формирования трудовых ресурсов и занятости, доходов и стимулирования труда. Конечная цель реформы — повышение уровня жизни населения страны, под которым понимается удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей. Основным показателем уровня жизни населения в целом или отдельных его слоев выступают доходы и степень занятости населения.

Трудовые отношения возникают между сторонами при заключении трудового договора. Помимо всего прочего на трудовые правоотношения влияют непосредственно связанные с ними общественные отношения, обусловленные применением труда, предусмотренного трудовым договором, а также имевшего место в прошлом либо предполагаемого в дальнейшем.

Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи сторон трудовых правоотношений, т.е. общественные формы труда. С этой точки зрения труд, например, ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают в связи с применением и реализацией способности к труду.

К общественным отношениям в процессе труда и связанным с ними отношениям относятся:

• отношения между работником и работодателем;• организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, и администрации предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;• отношения по перераспределению рабочей силы;• отношения по поводу занятости и трудоустройства;• отношения, связанные с возмещением материального ущерба;

• процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.

Трудовые отношения характеризуются следующими особенностями:

— вовлечение граждан в общественное производство идет не с помощью директивного предписания, а на основе свободной заинтересованности, т.е. путем предоставления участникам трудовых отношений договорной свободы (ст. 37 Конституции РФ);- трудовым отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство сторон (государственные гарантии защиты интересов работников перед работодателем);- трудовое право характеризуется сочетанием централизованного и локального регулирования. В локальных актах, принимаемых по соглашению сторон, определяются распорядок рабочего дня, устанавливается время отдыха (перерыва), согласуются графики отпусков и другие вопросы, детально регламентирующие условия труда работников. Нормы локальных актов не должны противоречить федеральному законодательству;

— специфика методов трудового права проявляется в характере санкций, применяемых как средство исполнения обязанностей сторон трудовых отношений и осуществляемых преимущественно во внесудебном порядке, за исключением вопросов, связанных с восстановлением на работе работников. Меры ответственности по трудовому праву имеют преимущественно дисциплинарный характер. К ним относятся замечание, выговор, лишение премиальной оплаты и другие неблагоприятные последствия вплоть до увольнения или освобождения от должности.

Основой трудовых отношений является сочетание централизованного (федерального), регионального и локального регулирования. Федеральные органы Российской Федерации по труду устами пришил гарантии трудовых прав работников и работодателей, основы правового регулирования отношений, входящих н предмет трудового права, наиболее важные направления государственной политики в сфере трудовых отношений.

Трудовые отношения могут быть установлены как путем нормативно-правового регулирования (централизованного, регионального, локального), так и договорного. При этом договорный способ регулирования отношений представляет собой заключение индивидуального трудового договора с работником либо коллективного трудового договора между представителями работников и работодателей.

В регулировании трудовых отношений работники участвуют через своих представителей (уполномоченный орган или профессиональные союзы). Это участие заключается в подписании коллективных договоров и соглашений. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором и соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов (на предприятии) учитывает мнение представительного органа работников.Для современных трудовых отношений весьма характерным является то, что нормы, устанавливающие гарантии трудовых прав работников, являются обязательными. Все остальные нормы трудового права относятся к числу вариативных, предусматривающих определенные возможности развития правоотношений.

Специфические способы защиты нарушенного права подразумевают наличие особых органов, рассматривающих трудовые споры. При этом для индивидуальных трудовых споров предусмотрена такая процедура их рассмотрения, как обращение в комиссию по рассмотрению трудовых споров (КТС). Поскольку право на труд является конституционным, то для его защиты предусматривается также судебный порядок рассмотрения спора. Отдельные категории споров рассматриваются органами федеральной инспекции труда.

К особым органам, рассматривающим коллективные трудовые споры, относятся: примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж. Крайней мерой разрешения коллективного спора может быть забастовка.

Законодательством предусматриваются особые пределы ответственности работника. При этом дисциплинарная ответственность возможна лишь в виде применения следующих видов взысканий: замечания, выговора и увольнения. Применение иных мер взысканий допускается только в отношении специальных работников, указанных в специальном законодательстве и в пределах, установленных в нем.

Российское трудовое законодательство:

• устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан;• обеспечивает создание благоприятных условий труда;

• защищает права и интересы работников и работодателей.

Основными задачами государства в области трудового права являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, государства и общества в целом, а также правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений:

• по организации труда и управлению трудом;• трудоустройству у данного работодателя;• профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у этого работодателя;• социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;• участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;• материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;• надзору и контролю (в том числе и профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);

• разрешению трудовых споров.

Инструментами, защищающими трудовые права граждан, выступают принципы трудового права, т.е. установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

К ним, в частности, относятся:

— свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;- равенство прав и возможностей работников;- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них- — обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;-обязательное возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к ним, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

— обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Одним из основополагающих принципов трудового законодательства является провозглашенное Конституцией РФ право каждого на свободный труд. Принудительный труд, т.е. выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В том числе:

— в целях поддержания трудовой дисциплины;- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

— в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, — запрещен (ст. 4 ТК РФ).

К принудительному труду относятся:

— нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
— требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает его жизни или здоровью.

В то же время Трудовой кодекс определяет условия, при которых работа не может рассматриваться как принудительный труд:

— работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;- работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

— работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Трудовым кодексом предусматривается защита персональных данных работника — информации, необходимой работодателю в связи с возникновением трудовых отношений и касающейся конкретного работника. Обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно для обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (ст. 86 ТК РФ).

Все персональные данные работника следует получать у него самого. Если их можно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере этих данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.

Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни без письменного согласия работника, а также членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Кроме того, работодатель не должен запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции (ст. 87 ТК РФ).

Трудовой кодекс устанавливает право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора (ст. 409—412 ТК РФ).

Регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права и, в свою очередь, подразделяются на федеральные и локальные.

К федеральным нормативным актам трудового права относятся:

• Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства;• Трудовой кодекс Российской Федерации;• федеральные законы, содержащие нормы трудового права;• указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения;

• постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.

Следует отметить, что акты Пленума Верховного Суда Российской Федерации сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменять старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный Суд Российской Федерации может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

К локальным нормативным актам трудового права относятся:

— нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
— правотворчество органов местного самоуправления;- правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;- коллективные договоры и соглашения;- трудовые договоры;

— приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений.

Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда (МОТ), Российская Федерация признала действие пятидесяти двух конвенций МОТ, обладающих высшей юридической силой на территории России. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Устанавливающих:

— основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и других, связанных с ними отношений;- основы правового регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений;

— обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).

Действие российского трудового законодательства не распространяется на следующих лиц (если согласно Трудовому кодексу они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

• военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;• членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);• лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;

• других лиц, если это установлено федеральным законом.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта.

К общим принципам трудового права относятся:

• свободное распоряжение гражданами своими способностями к труду;• равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации;

• недопустимость ухудшения положения работников ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством о труде.

Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Однако при этом интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений.

В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослабление их судебной защиты.

Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие. И в данной ситуации работник нуждается в защите своих трудовых прав.

Целью данного раздела является освещение правовых аспектов отношений с работодателем в различных ситуациях, в том числе болезни и ограничения трудоспособности, а также возможностей защитить свои законные права работника.

Согласно Статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» постановляется следующее.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

— свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;- равенство прав и возможностей работников;- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;- обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

— обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Работник имеет право защищать свои права, и работодатель, а также представители работодателя не имеют права препятствовать ему в осуществлении самозащиты трудовых прав. Поэтому очень важно быть компетентным в своих возможностях, правах и обязанностях, чтобы получать защиту государства при столкновении с различными жизненными обстоятельствами.

Субъекты трудового права – участники трудовых и непосредственной связанных с ними отношений, которые в соответствии с действующим трудовым законодательством признаются обладателями субъективных прав и соответствующих обязанностей в области наемного труда.

Субъекты трудового права являются сторонами не только трудовых правоотношений, но и правоотношений, тесно примыкающих к трудовым. Поэтому круг субъектов трудового права достаточно широк, для каждого субъекта трудового права законодателем установлен свой правовой статус.

Трудовой правовой статус каждого субъекта трудового права – это установленное законодательством правовое положение данного субъекта трудового права.

Трудовой правовой статус каждого субъекта трудового права состоит из 4 составляющих, совокупность которых и образует правовой статус субъекта трудового права:

1. Каждый субъект трудового права должен обладать трудовой правосубъектностью. В трудовую правосубъектность входит трудовая правоспособность (предоставленнаятрудовым законодательством способность иметь трудовые права и обязанности),трудовая дееспособность (способность самостоятельно, лично осуществлять своиправа и обязанности), трудовая деликтоспособность ( способность лично нестиответственность за трудовые правонарушения). В трудовом праве все три элементаправосубъектности неразделимы между собой. 2. Совокупность основных прав и обязанностей субъекта трудового права такжеопределяет его правовой статус, отдельные виды субъектов трудового праванаделены различными по содержанию правами и обязанностями. 3. Для каждого субъекта устанавливаются юридические гарантии реализации предоставленных ему законом прав и обязанностей.

4. Для каждого субъекта законодательством устанавливается специальная для данного субъекта ответственность за нарушение им трудовых обязанностей.

Рассмотренные четыре элемента образуют общий правовой статус субъектов трудового права.

Именно в связи с различным правовым статусом субъектов трудового права можно выделить следующие виды субъектов трудового права:

1.Гражданин как субъект трудового права (работник). 2. Работодатель. 3. Представители работников и работодателей. 4. Профсоюзы. 5. Социальные партнёры в лице их представителей на соответствующем уровне. 6. Органы службы занятости и трудоустройства. 7. Органы по рассмотрению коллективных и индивидуальных трудовых споров. 8. Органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

9.Органы охраны труда.

Однако, в связи с дифференциацией правового регулирования трудовых отношений внутрикаждого вида субъектов трудового права выделяются субъекты, которые наделеныспециальными правами и обязанностями, присущими не всем субъектом данного вида,а только конкретно указанным в законе субъектам. Например, в группе субъектовтрудового права — работников – выделяются государственные служащие, лица ссемейными обязанностями, руководители и другие, которые обладают специальнымтрудовым правовым статусом, то есть они наделены специальными, присущими толькоим, правами и обязанностями, которыми не наделены другие группы субъектовданного вида. Поэтому в зависимости от содержания и объема прав и обязанностейвыделяют общий правовой статус данного вида субъектов трудового права, которыйприсущ всем субъектам данного вида, а также специальный правовой статус,который установлен законодателем только для отдельных групп субъектов данноговида.

Субъекта трудового права, который наделен как общим, так и специальным правовымстатусом, в литературе называют специальным субъектом трудового права.Специальный субъект трудового права может обладать как дополнительными правами,преимуществами (например, беременные женщины не могут быть уволены поинициативе работодателя кроме случая ликвидации предприятия), так и наоборот,для него могут быть установлены ограничения прав (например, трудовой договор сруководителем предприятия может быть расторгнут по решению собственника доистечения срока трудового договора и без указания причин расторжения).

На каждом этапе реализации статуса субъект обладает определенными полномочиями,обязанностями. Трудовое правоотношение носит личный характер, заключениетрудового договора и выполнение трудовой функции возможно только лично междуконкретным работником и работодателем. Однако, не всегда субъект имеетвозможность свои полномочия самостоятельно использовать, применять, исполнять.Поэтому объективно возникает проблема делегирования или передачи своихполномочий другому субъекту или лицу. Поэтому в трудовом праве возникаетпроблема модификации субъекта трудового права. Трудовое законодательстводопускает возможность замены одного лица другим.

Работодатель – организация – способен осуществлять свои полномочия только через физическое лицо – руководителя или коллегиальный орган. Руководитель по распоряжению передает часть полномочий работодателя другим физическим лицам, которые выступают от имени работодателя.

Интересы работодателей в отношениях социального партнерства представляют объединения работодателей.

Работники в отношениях социального партнерства представлены органами профсоюза или созданным на общем собрании иным органом.

Работник также может осуществлять свои полномочия через представителей – получениезаработной платы, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью работника,право на обращение за защитой нарушенных прав, право на участие к комиссии порасследованию несчастных случаев на производстве, право на участие в заседанииКТС и другие. В этом случае фактически имеет место представительство, котороеоформляется доверенностью в соответствии с требованиями ст. 182 – 189 ГК РФ.

Ст.63 ч.4 ТК РФ в новой редакции допускает не заключение, а подписание трудовогоДоговора с лицом, не достигшим 14 –летнего возраста, от имени такогомалолетнего работника его родителем. Такое подписание осуществляется всоответствии с законом, а не по доверенности. В данном случае имеет место новаяформа модификации субъекта трудового права, основанная на законе. Лицо,достигшее 14-летнего возраста, заключившее трудовой договор, обладает трудовойправоспособностью в полном объеме, поэтому, в трудовом праве нет понятиязаконного представительства.

Термин «представительство» трудовое законодательство использует в нескольких смыслах:

1. В широком смысле как выражение чьих-либо интересов (профсоюзы представляют работников), руководитель представляет работодателя.
2. Как синоним делегирования субъектом своих полномочий другому субъекту – работодатель передает часть своих полномочий руководителям различных производств, цехов и т.д.

Под источниками трудового права следует понимать результаты правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовое право России представлено совокупностью многочисленных исторических норм. Внешне эти нормы облекаются в определенную форму (закон, указ, постановления и т.д.). Такие формы (способы) государственного выражения и закрепления юридических норм обозначаются термином «источники права».

В трудовом праве, как и в других отраслях российского права, функции источников права выполняют нормативные акты, издаваемые компетентными государственными органами, иногда с учетом мнения профсоюзных органов.

Правотворчество – это вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества. Безотносительно к конкретной сфере общественных отношений, правотворчество является источником права в материальном смысле понятия.

Термин «источник права» в этом специфическом понимании во многом схож с терминами «законодательство», «нормативные акты, регулирующие данный вид общественных отношений», «форма права». Все они отражают нормотворческую деятельность государственных органов, но уже в конкретной форме закрепления правовых требований (закон, указ, постановление и т.д.).

В данном случае термин «источник права» используется в названном смысле, чтобы обозначить конкретную форму выражения правовых требований, исходящих как от государственных органов власти, так и от других органов, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение актов государственной власти.

Трудовое право России формируется из значительного количества правовых норм: законов, указов, постановлений правительства, всевозможных ведомственных актов и внутриорганизационных актов локального регулирования. Все они в различной степени определяют поведение людей в процессе труда и регулируют общественные отношения, составляющие предмет трудового права.

Но право можно изучать как результат правотворчества, как совокупность действующих норм, регулирующих конкретные общественные отношения на данном этапе развития общества. В этом случае термином «источник права» обозначается способ или форма выражения воли народа, при помощи которой соответствующее правило поведения, установленное государственной властью или иным уполномоченным органом, приобретает правовую силу. В этом смысле термин «источник права» широко используется в российской юридической литературе, когда речь идет об изучении конкретных правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений.

Юридической основой и базой для построения, развития и совершенствования всей системы источников российского трудового права является Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу в системе законодательных и иных нормативных актов государства в сфере труда.

Согласно ст.5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами.

Содержащими нормы трудового права:

• Трудовым кодексом РФ;• иными федеральными законами;• Указом Президента Российской Федерации;• Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;• конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

• актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими норму трудового права.

Основанием регулирования трудовых правоотношений являются нормы трудового права, содержащиеся в законодательных и иных правовых актах государства. Совокупность нормативных актов содержащих правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере труда являются источниками трудового права. Участие России в международных организациях и признание ею международно-правовых актов и соглашений по вопросам труда является основанием для того, чтобы говорить о международных актах как источника российского трудового права.

Согласно ст. 72 Конституции РФ законодательствование в сфере труда относится к совместному ведению Федерации и её субъектов. На уровне центральных органов Федерации принимаются законодательные акты, определяющие основные положения по регулированию трудовых отношений, в соответствии с ними субъекты Федерации издают законодательные и иные нормативные акты, конкретизирующие правовое регулирование трудовых отношений. Разграничение полномочий между государственными органами власти закреплено в ст. 6 ТК РФ. Данное положение является новым для трудового законодательства России. Источниками трудового права являются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Вместе с тем, источниками трудового права признаются социально-партнерские соглашения и коллективные договоры. Таким образом, источники трудового права могут быть законодательные, подзаконные и иные акты уполномоченных органов, содержащие нормы трудового права.

Нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере труда могут быть постоянного или длительного действия в обобщенном виде (ТК РФ) — кодифицированными, а могут применяться для решения определенных проблем и вопросов в нескольких отраслях народного хозяйства, быть комплексными, а также служить целям и решению задач на данном отрезке и в ограниченный период времени – текущее законодательство.

Рассматривая нормативные акты в сфере трудовых отношений можно отметить, что одни из них носят общий характер и обязательны для всех субъектов-участников трудовых отношений и всех отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовой формы предприятий, организаций, т.е. являются общеобязательными. Другие принимаются для регулирования определенных институтов трудового права, издаются в рамках какой-либо отрасли, на конкретном предприятии в связи с чем распространяют свое действие на узкий круг субъектов, определенную конкретную область или вид трудовых отношений и являются специальными и локальными.

Характерной особенностью регулирования трудовых отношений является наличие широкого круга субъектов правомочных акты нормативного характера в сфере труда с учетом своей компетенции, что является некоторым сходством с административным правом. Это обстоятельство позволяет в трудовом праве выделять нормативно-правовые акты федеральные, субъектов федерации, органов местного самоуправления, работодателей, смешанные акты (соглашения социального партнерства). Вместе с тем, источники могут быть различны по составу правомочного органа принявшего их: коллегиальные и единоличные.

По сфере своего действия источники Российского трудового права могут быть классифицированы на: международные, общефедеральные, региональные (субъектов Федерации), отраслевые и межотраслевые, местные (муниципальные) и локальные.

Система источников трудового права – это последовательное расположение во взаимосвязи всех актов трудового законодательства по их назначению, субординации, подчиненности.

Источники трудового права составляют определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия.

Под системой источников как комплекса понимается не только состав источников, но и их последовательность расположения с позиции иерархичности, силы, значимости внутри системы. Юридическая сила правового акта в системе источников оказывает влияние на его действие и правомерность. Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы имеют абсолютное верховенство среди других нормативно-правовых актов на всей территории страны. В случае не соответствия или противоречия нижестоящего по юридической силе акта вышестоящему он не подлежит применению или применяется только в части не противоречащей.

Система источников российского трудового права имеет и другие особенности, среди которых можно отметить следующие:

1) Связана с федеративным устройством Российского государства. Часть 1 ст. 72 Конституции РФ указывает, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия закона субъекта действует федеральный закон (ст. 76). 2) Наличие тенденции к увеличению диспозитивных и локальных норм и актов ненормативного характера (социально-партнерские соглашения и коллективные договоры).3) Составной частью системы источников являются международные правовые акты, имеющие непосредственное действие как и отечественные законодательные акты в сфере труда. 4) Наличие большого количества специализированных актов отраслевого и межотраслевого характера.

5) Участие в нормотворческой деятельности самих работников, общественных организаций (профсоюзы, ассоциации), работодателей как по созданию локальных и отраслевых нормативных актов, так и через представителей на уровне Федерации и ее субъектов.

6) В системе источников трудового права отражаются единство и дифференциация трудового законодательства. Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда и в общих актах и общих нормах для всех работников на территории России, т. е. в общем трудовом законодательстве.

Дифференциация (различие) норм трудового права выражается в специальном законодательстве для некоторых категорий работников, т. е. в специальных нормативных актах трудового права и специальных нормах в общих актах. Например, специальным актом является Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а специальными нормами в общих ак-тах — нормы разд. XII ТК об особенностях правового регулирования труда 15 категорий работников.

Дифференциация трудового права и ее результат — специальное законодательство дает всем работникам равную возможность реализовывать свои конституционные трудовые права, обеспечивая их осуществление особенностями правового регулирования труда (дифференциацией) отдельных категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от производственных вред-ностей или с учетом характера их труда, трудовой связи.

Специальные нормы могут быть трех видов:

1) нормы-льготы, предоставляющие дополнительные гарантии трудовых прав. Таких норм большинство среди специальных норм-2) нормы-приспособления, приспосабливающие общие нормы к данным условиям труда. Например, отраслевая дифференциация, т. е. по отраслям народного хозяйства, содержит в основном нормы-приспособления-

3) нормы-изъятия. Их мало. Такие нормы ограничивают права по сравнению с общими нормами для некоторых работников (временных, сезонных, государственных служащих и др.).

Новые нормативные правовые акты не должны нарушать общие принципы правового регулирования труда, снижать достигнутые социальные гарантии.

Форма нормативных актов регулирующие отношения в сфере труда может носить различный характер: законы, указы, постановления, приказы и распоряжения, стандарты, технические условия, инструкции и положения, нормативы, международные декларации и конвенции, разъяснения и рекомендации и др.

Судебные решения, разъяснения, постановления пленума Верховного суда и др., хотя и не относятся к источникам трудового права, не носят нормотворческий характер, тем не менее, имеют большое значение как для правоприменительной, так и для правотворческой деятельности в сфере трудовых отношений других субъектов и участников трудовых правоотношений.

Все нормы российского права в совокупности образуют внутреннюю целостную систему общеобязательных правил поведения.

Внутреннее единство системы российского права не исключает деления его на отдельные отрасли. Под отраслью права понимается такая совокупность норм, которая образует самостоятельную часть системы права и регулирует качественно однородные виды общественных отношений.

Одна отрасль права отличается от другой по видам тех общественных отношений, которые она регулирует. Трудовое право является одной из важнейших отраслей российского права. Название «трудовое право» означает, что оно связано с трудом, реализацией гражданами своей способности к труду.

Основным критерием для разграничения отраслей права служит предмет правового регулирования. Другим критерием является метод правового регулирования, т.е. специфический способ (прием), при помощи которого государство обеспечивает нужное ему поведение людей как участников регулируемых общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие виды общественных отношений регулируются той или иной группой норм, то метод правового регулирования объясняет, каким образом регулируются эти отношения, как достигаются цели правовых норм.

Различие в характере и содержании общественных отношений, постоянное изменение условий их проявления порождают многообразие пределов государственно-правового воздействия на поведение людей, необходимость приспособления правовых норм к изменяющимся условиям общественной жизни.

Российское трудовое право регулирует общественно-трудовые отношения, складывающиеся при функционировании рынка труда в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, выполнением работы.

Труд как процесс целенаправленного воздействия на предметы внешнего мира лежит в основе любой человеческой деятельности (производственной, управленческой, культурной, научной и т.п.). С трудом связаны многочисленные и разнородные общественные отношения, однако не все они относятся к предмету трудового права.

При этом следует иметь в виду, что нормы трудового права регулируют не технологический процесс труда, а лишь социальные условия его применения, т.е. общественные формы труда. С этой точки зрения труд писателя, рационализатора, изобретателя, на огороде и т.п., если он совершается вне общественной кооперации труда, не подвергается правовой регламентации и не относится к сфере трудового права, хотя по поводу результатов данной деятельности могут возникнуть правовые отношения. Тот же труд, производимый в порядке служебного задания, порождает отношения по его применению в коллективе и становится предметом трудового права.

В общественно-трудовых отношениях труд составляет не привходящий элемент, а основное содержание, характеризуемое непосредственным соединением рабочей силы со средствами производства. Трудовое право регулирует такие общественные отношения, которые специально возникают по поводу применения способностей к труду, когда сам общественный процесс труда является предметом обязательств и потому подвергается правовой регламентации. Иными словами, объектом правового регулирования труда служит не овеществленный, а живой труд, его организация и условия.

Возникающие при производстве материальных и духовных благ общественные отношения носят объективный характер. Труд как процесс, совершающийся между человеком и природой (ее материалами), представляет собой сознательную волевую деятельность. Результаты заранее осознаются в качестве цели, к достижению которой стремится человек, воздействуя на природу. Это взаимодействие всегда имеет черты организованного труда, поэтому совместный труд представляет собой систему организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил применения труда в коллективе.

Индивидуальный предприниматель является одновременно собственником средств и орудий труда и организатором производства, а также обладает рабочей силой, которой распоряжается. Это труд самостоятельный, где нет места трудовому отношению и отсутствует совместный (коллективный) процесс труда.

Иной характер имеет наемный труд работника, обладающего способностями к труду, но не владеющего средствами и орудиями производства, в связи с чем он лишен и роли организатора производства. При наемном (несамостоятельном) труде работник вступает с владельцем средств производства (работодателем) в определенное общественное отношение, реализуя право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается в связи с распоряжением своими способностями к труду. Это и составляет понятие общественно-трудовых отношений, которые являются основой общественной организации труда при любом способе производства.

Итак, трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению. Предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, отношения между людьми по участию их в общественном труде.

Трудовое право непосредственно регулирует отношения общественной организации труда. Придавая этим отношениям устойчивую форму правовых отношений, оно наделяет их участников правами и обязанностями, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения и административным правом РФ.

Некоторые нормы административного права тесно соприкасаются с нормами трудового права. Нормы административного права определяют полномочия органов исполнительной власти по регулированию трудовых отношений (например, полномочия Правительства РФ, Министерства труда и социального развития).

Содержание индивидуальных актов управления в сфере трудовых отношений определяется, как правило, нормами трудового права, а порядок издания акта — нормами административного права, если, например, гражданин поступает на работу в государственный орган, но не на государственную должность. На государственных служащих нормы трудового права распространяются, если иное не установлено нормами административного права о государственной службе.

Через соответствующие инспекции и другие контрольные органы государство осуществляет надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Эта деятельность регулируется административным правом.

Главное место среди общественных отношений, составляющих предмет трудового права, занимают трудовые отношения. Они складываются как в самом процессе производства материальных и духовных благ, так и в сфере услуг и обслуживания, где применяется труд работников, организованных на началах общественной кооперации труда. Трудовые отношения — одно из конкретных волевых проявлений, существующих в данном обществе производственных отношений, объективных отношений в области производства и распределения материальных благ. Поскольку основу производственных отношений составляет собственность на средства производства и характер трудовых отношений зависит от того, чьей собственностью являются средства и предметы труда, трудовые отношения носят объективный характер, изменяются в соответствии с изменениями производительных сил общества, подвержены воздействию со стороны надстройки.

В статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения определяются как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Трудовые отношения возникают на основании:

— трудового договора в результате избрания (выборов) на должность;- избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;- назначения на должность или утверждения в должности;- направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;- судебного решения о заключении трудового договора;

— фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Субъекты трудовых отношений наделены основными правами и обязанностями, которые закреплены в ст.21-22 ТК РФ.

В отличие от смежных отношений, также связанных с реализацией умственных и физических способностей людей, трудовые отношения характеризуются следующими специфическими чертами:

а) субъект отношения — исполнитель работы — включается в коллектив предприятия (организации) и личным трудом участвует в осуществлении задач, стоящих перед другим субъектом отношения. Такое включение обычно сопровождается зачислением работника в штат или списочный состав организации (предприятия) на постоянную, срочную, временную или сезонную работу. Для характеристики трудового отношения важен факт непосредственного участия работника в совместной трудовой деятельности;б) содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с его специальностью, квалификацией, должностью внутри кооперации труда, а не индивидуально-конкретного задания. Трудовая функция обычно соответствует определенному роду деятельности в структуре организации (предприятия), не ограничивается отдельными производственными операциями и не завершается изготовлением конечной продукции. Трудовые отношения — длящаяся связь. Поэтому в необходимых случаях, вызываемых потребностями производства или интересами работника, возможен его перевод на другую работу (постоянную или временную);в) работа выполняется в условиях определенного трудового режима. Эти отношения протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности. Подчинение субъектов требованиям организации труда — необходимый элемент трудовых отношений. Трудовые отношения возникают непосредственно в сфере производства. В отличие же от производственных отношений они носят волевой характер. Труд всегда является целенаправленной деятельностью. Поэтому трудовые отношения в системе общественных связей выступают как волевая форма проявления материальных отношений, образующих экономический базис общества;

г) включение работника в коллектив организации опосредовано юридическим фактом (трудовым договором, актом об избрании на должность и т.п.).

Указанные признаки трудовых отношений позволяют отличить их от других смежных отношений в сфере применения труда, например, возникающих на основе отдельных гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, авторского договора и др.).

В настоящее время, в связи с переходом к рыночной организации экономики, с развитием рынка рабочей силы (рынка труда), трудовым отношениям, которые возникают, как известно, из трудового договора, часто по разным причинам придают форму гражданских отношений, возникающих на основе договора личного подряда.

В этой связи необходимо знать, что согласно ст.11 ТК РФ в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором подряда гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

Трудовой кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

Следует также подчеркнуть, что трудовые отношения, возникающие из членства в организациях (или на основании участия в них), в части, не противоречащей законам и иным нормативным правовым актам о труде, регулируются также законами о деятельности этих организаций и их учредительными документами. Например, многие работники бывших государственных производств после произведенной приватизации стали не только работниками различных акционерных обществ, но и работающими акционерами этих обществ. Поэтому на них по-прежнему распространяется трудовое законодательство, трудовые права и гарантии. Такие акционеры считаются работающими в данном акционерном обществе по трудовому договору, но они, имея акции, приобрели второй правовой статус (т.е. правовое положение) по гражданскому праву как собственники этого общества.

Говоря о трудовых отношениях как предмете трудового права, следует иметь в виду, что речь идет лишь о тех из них, которые базируются на наемном труде.

Вместе с тем нормы трудового права не распространяются на следующих лиц (если в установленном в Трудовом кодексе РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

— военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;- членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

— лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и других лиц, если то установлено федеральным законом.

В систему общественных отношений, составляющих предмет трудового права, помимо собственно трудовых входят такие отношения, которые непосредственно связаны с ними — предшествуют, сопутствуют им либо вытекают из них.

Это отношения, связанные с:

— организацией и управлением трудом;- трудоустройством у данного работодателя- профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников непосредственно у данного работодателя;- его социальным партнерством, ведением коллективных переговоров, заключением коллективных договоров и соглашений;- участием работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применением трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;- материальной ответственностью работодателей и работников в сфере труда;

— разрешением трудовых споров- надзором и контролем (в том числе профсоюзным контролем) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда).

Каковы же наиболее характерные черты, присущие названным общественным отношениям?

К предшествующим относятся отношения по трудоустройству у работодателя. Они возникают в связи с поиском подходящей работы гражданами, потерявшими или не имевшими ее.

Согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции ФЗ № 36-ФЗ подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условий прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими местными органами власти.

Отношения по трудоустройству представляют собой единство трех взаимосвязанных, но разных видов отношений:

1) это отношения между органом по трудоустройству и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве его на работу;2) между органом по трудоустройству и организацией;

3) между гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом по трудоустройству.

Отношения между органом по трудоустройству (органом государственной службы занятости) и гражданином возникают на основании обращения гражданина с заявлением о его трудоустройстве в данный орган, который должен рассмотреть это заявление и решить вопрос о трудоустройстве гражданина.

Отношения между органом по трудоустройству и организацией выражаются в обязанности организации, во-первых, сообщить органу по трудоустройству об имеющейся потребности в кадрах с группировкой

Внимание, только СЕГОДНЯ!

ТК РФ Часть 1

Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. Раздел I. Общие положенияГлава 1. Основные начала трудового законодательстваСтатья 1. Цели и задачи трудового…

Глава 1. Основные начала трудового законодательства

Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых…

Раздел I. Общие положения

Вернуться назад на Трудовой кодекс РФ Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. Глава 1. Основные начала трудового законодательстваСтатья 1. Цели и задачи трудового законодательства Статья 2.…

ProPravoGuru.ru » Финансы » Кадровику » Трудовое право