Урок в системно деятельностном подходе

категория Финансы / Маркетологу

Вернуться назад на Системный подход

Внимание!

Если Вам понравился
наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.

Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандарт).

В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения.

Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностный подхода.

Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки «открытия» нового знания;2. Уроки рефлексии;3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);

4. Уроки развивающего контроля.

Цели уроков выделенных типов:

1. 1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

1. 2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученныхспособов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.

1. 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.

1. 4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

Этапы урока «открытия» нового знания на основе системно-деятельностного подхода

Название и цели каждого этапа вструктуре урока

I Организационныймомент

1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включенияв учебный процесс.

II Актуализация знаний

5) Организовать актуализацию изученныхспособов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемногоизложения нового знания.

3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимисяиндивидуального задания или в его обосновании.

Структурные элементы учебного занятия

III Проблемное объяснение новогознания

1)Зафиксировать причину затруднения.2)Сформулировать и согласовать цели урока.3)Организовать уточнение и согласование темы урока.4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснениюнового знания.5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами,формулами, свойствами и пр.6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике

7) Организовать фиксацию преодолениязатруднения.

IV Первичное закрепление во внешнейречи

5) Организовать усвоение детьми новогоспособа действий при решении данного класса задач с их проговариванием вовнешней речи:- фронтально-

— в парах или группах.

V Самостоятельная работа ссамопроверкой

5) Организовать самостоятельное выполнениеучащимися типовых заданий на новый способ действия.2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.3) По результатам выполнения самостоятельной работы организоватьвыявление и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуациюуспеха.

VI Включение нового знания в систему знаний и повторение

5) Организовать выявление типов заданий, гдевозможно использование нового способа действия.2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого

для обеспечения содержательной непрерывности.

VII Итог урока

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности науроке и поставленной цели.3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направлениябудущей деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результатарешения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся вделовой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всемиучащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля дляустановления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательнойдеятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности наоснове опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний испособов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения- максимальное использованиесамостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебногоматериала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивномуровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне примененияв измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомойи измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделениемировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое,классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовыхсвязей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемыхрезультатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективупоследующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимисяинформации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнегозадания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнениядомашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем ихразвития.

Формы и методы обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

1. фронтальная — предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. 2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

3. групповая — учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Метод — способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к обучению

Познавательные игры, учебные дискуссии, методыэмоционального стимулирования и др.

1.2. Методы формирования долга иответственности в обучении

Методы учебного поощрения, порицания,предъявления учебных требований и др.

2

Методы организации и осуществления учебныхдействий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятияучебной информации посредством чувств):

  • аудиовизуальные методы
  • практические методы

2.2. Логические методы (организация иосуществление логических операций)2.3. Гностические методы (организация иосуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода

1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

• использование известных знаний, способов работы детей;• формы организации учебной работы учащихся;• создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;• позиция учителя и его роль на данном этапе;

• использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет?

Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока?

Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя?

Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа идр.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений, выполнение заданий и др.
Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые методы (проблемноеизложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование,объяснение, практическая тренировка и др.)

Самостоятельная работа с книгой, объектамитруда и др.

3

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля идр.
Методы самоконтроля.

Критерии и показатели оценкидеятельности учителя на уроке

Оценка
в баллах

Уровень
работы
учителя

1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную цельурока
(формирование системы ценностей поданному предмету)

1-2

низкий

Формулирует содержательную и развивающую целиурока

3-4

средний

Четко формулирует, что должен научиться делатьученик на данном уроке и как он это делает сам

5-6

Выше
среднего

Формулирует как содержательную, развивающую,так и деятельностную цель урока (формирование умений новыхспособов действий)

7-8

Хороший

Формулирует как содержательную, так идеятельностную цель урока (формирование умений новых способовдействий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясьзапланированного результата)

9-10

Высокий

2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализацииопорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро икачественно включить учащихся в освоение нового знания.

1-2

Низкий

В течение всего урока применяет формы,методы, приемы, позволяющие активизировать познавательнуюдеятельность учащихся

3-4

Средний

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебнойдеятельности- создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки»)для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

5-6

Выше среднего

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельносформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает науроке ситуацию сотрудничества

7-8

Хороший

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельносформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает науроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-сясамостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

9-10

Высокий

3.Содержание учебного материала исодержание образования (СУМ и СО)

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательнойцели урока

1-2

Низкий

Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной иразвивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточныйхарактер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией

3-4

Средний

Различает понятия СУМ и СО Единица содержанияобразования (способ, алгоритм, схема различение) представлена обучающимсянаглядно

5-6

Выше
среднего

Выстроенная структура урока и логика подачиучебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваиватьзапланированные СУМ и СО

7-8

Хороший

Единица содержания образования (способ, схема,алгоритм, различение) не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется науроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходерефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясьзапланированного результата

9-10

Высокий

4.Формы организации познавательнойдеятельности уч-ся

Работает с классом фронтально на всехэтапах урока

1-2

Низкий

Использует парную или групповую работууч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативноговзаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым ученикомнового знания, алгоритма действий во внешней речи

3-4

Средний

Организует учебное сотрудничество детейсовместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учитдетей работе в группе

5-6

Выше
среднего

Создает условия для выстраивания ребенкоминдивидуальной траектории изучения предмета

7-8

Хороший

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален,и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их поуровню знаний

9-10

Высокий

5.Методыобучения

На уроке преобладают вербальные (монологучителя) и наглядные методы обучения

1-2

Низкий

Применяет современные и наглядные средстваобучения, ИКТ, тестовые технологии- учит составлять опорные сигналы, схемы,алгоритмы и блок-схемы- добывать информацию из учебника, справочников,Интернета- учит переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу,таблицу в график, диаграмму)

3-4

Средний

Организует самостоятельную работу уч-ся,которая проверяется ими по эталонам

5-6

Выше
среднего

Применяет интерактивные методы обучения,поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение,внутрипредметную и межпредметную интеграцию

7-8

Хороший

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ,урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления

9-10

Высокий

6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся

1-3

Низкий

Организует подведение итогов урока, вовлекаяуч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставилиперед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

3-4

Средний

Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно,чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

5-6

Выше
среднего

Учит детей осуществлять контроль исамооценку своей деятельности в соответствии свыработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на урокепо специально продуманным к этому уроку критериям)

7-8

Хороший

Создает условия для выстраивания ребенкоминдивидуальной траектории изучения предмета.
Домашнее задание носитдифференцированный характер в зависимости от результатов,полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся ихдеятельности на уроке

9-10

Высокий

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Инновационные воспитательные технологии

Вернуться назад на Инновационные технологии Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной…

Инновационные технологии в образовании

Вернуться назад на Инновационные технологии Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и…

Использование инновационных технологий

Вернуться назад на Инновационные технологии Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти…