категория Финансы / Маркетологу
![]() |
Вернуться назад на Системный подход
Внимание! Если Вам понравился |
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.
Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандарт).
В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения.
Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностный подхода.
Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.
Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
1. Уроки «открытия» нового знания;2. Уроки рефлексии;3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);
4. Уроки развивающего контроля.
Цели уроков выделенных типов:
1. 1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы математических понятий.
1. 2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученныхспособов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.
1. 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.
1. 4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Этапы урока «открытия» нового знания на основе системно-деятельностного подхода
Название и цели каждого этапа вструктуре урока |
I Организационныймомент |
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. |
II Актуализация знаний |
5) Организовать актуализацию изученныхспособов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемногоизложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимисяиндивидуального задания или в его обосновании. |
Структурные элементы учебного занятия
III Проблемное объяснение новогознания |
1)Зафиксировать причину затруднения.2)Сформулировать и согласовать цели урока.3)Организовать уточнение и согласование темы урока.4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснениюнового знания.5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами,формулами, свойствами и пр.6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодолениязатруднения. |
IV Первичное закрепление во внешнейречи |
5) Организовать усвоение детьми новогоспособа действий при решении данного класса задач с их проговариванием вовнешней речи:- фронтально- — в парах или группах. |
V Самостоятельная работа ссамопроверкой |
5) Организовать самостоятельное выполнениеучащимися типовых заданий на новый способ действия.2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.3) По результатам выполнения самостоятельной работы организоватьвыявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуациюуспеха. |
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение |
5) Организовать выявление типов заданий, гдевозможно использование нового способа действия.2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
VII Итог урока |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности науроке и поставленной цели.3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направлениябудущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
№ |
Этапы |
Дидактические задачи |
Показатели реального результатарешения задачи |
1 |
Организация начала занятия |
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся вделовой ритм. |
2 |
Проверка выполнения домашнего задания |
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всемиучащимися |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля дляустановления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3 |
Подготовка к основному этапу занятия |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательнойдеятельности, актуализация опорных знаний и умений |
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности наоснове опорных знаний. |
4 |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний испособов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Активные действия учащихся с объектом изучения- максимальное использованиесамостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5 |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебногоматериала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция |
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивномуровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6 |
Закрепление знаний и способов действий |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне примененияв измененной ситуации |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомойи измененной ситуации. |
7 |
Обобщение и систематизация знаний |
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделениемировоззренческих идей |
Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое,классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовыхсвязей. |
8 |
Контроль и самопроверка знаний |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,обеспечение их коррекции |
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемыхрезультатов обучения. |
9 |
Подведение итогов занятия |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективупоследующей работы |
Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимисяинформации о реальных результатах учения. |
10 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнегозадания. Проверка соответствующих записей |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнениядомашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем ихразвития. |
Формы и методы обучения
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:
1. фронтальная — предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. 2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
3. групповая — учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Метод — способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. 2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№ |
Основные группы методов обучения |
Основные подгруппы методов обучения |
Отдельные методы обучения |
1 |
Методы стимулирования и мотивации учения |
1.1. Методы формирования интереса к обучению |
Познавательные игры, учебные дискуссии, методыэмоционального стимулирования и др. |
1.2. Методы формирования долга иответственности в обучении |
Методы учебного поощрения, порицания,предъявления учебных требований и др. |
||
2 |
Методы организации и осуществления учебныхдействий и операций |
2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятияучебной информации посредством чувств):
2.2. Логические методы (организация иосуществление логических операций)2.3. Гностические методы (организация иосуществление мыслительных операций) 2.4. Методы самоуправления учебными действиями |
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
• использование известных знаний, способов работы детей;• формы организации учебной работы учащихся;• создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;• позиция учителя и его роль на данном этапе;
• использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет?
Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).
4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.
5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока?
Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя?
Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП
Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа идр. Сочетание словесных и наглядных методов методы упражнений, выполнение заданий и др. Проблемно-поисковые методы (проблемноеизложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.) репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование,объяснение, практическая тренировка и др.) Самостоятельная работа с книгой, объектамитруда и др. |
|||
3 |
Методы контроля и самоконтроля |
3.1. Методы контроля |
Методы устного контроля, письменного контроля идр. |
Критерии и показатели оценкидеятельности учителя на уроке |
Оценка |
Уровень |
Учитель формирует содержательную цельурока |
1-2 |
низкий |
Формулирует содержательную и развивающую целиурока |
3-4 |
средний |
Четко формулирует, что должен научиться делатьученик на данном уроке и как он это делает сам |
5-6 |
Выше |
Формулирует как содержательную, развивающую,так и деятельностную цель урока (формирование умений новыхспособов действий) |
7-8 |
Хороший |
Формулирует как содержательную, так идеятельностную цель урока (формирование умений новых способовдействий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясьзапланированного результата) |
9-10 |
Высокий |
2.Мотивация |
||
Планирует и организует работу по актуализацииопорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро икачественно включить учащихся в освоение нового знания. |
1-2 |
Низкий |
В течение всего урока применяет формы,методы, приемы, позволяющие активизировать познавательнуюдеятельность учащихся |
3-4 |
Средний |
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебнойдеятельности- создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки»)для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием |
5-6 |
Выше среднего |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельносформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает науроке ситуацию сотрудничества |
7-8 |
Хороший |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельносформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает науроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-сясамостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. |
9-10 |
Высокий |
3.Содержание учебного материала исодержание образования (СУМ и СО) |
||
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательнойцели урока |
1-2 |
Низкий |
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной иразвивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточныйхарактер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией |
3-4 |
Средний |
Различает понятия СУМ и СО Единица содержанияобразования (способ, алгоритм, схема различение) представлена обучающимсянаглядно |
5-6 |
Выше |
Выстроенная структура урока и логика подачиучебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваиватьзапланированные СУМ и СО |
7-8 |
Хороший |
Единица содержания образования (способ, схема,алгоритм, различение) не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется науроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходерефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясьзапланированного результата |
9-10 |
Высокий |
4.Формы организации познавательнойдеятельности уч-ся |
||
Работает с классом фронтально на всехэтапах урока |
1-2 |
Низкий |
Использует парную или групповую работууч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативноговзаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым ученикомнового знания, алгоритма действий во внешней речи |
3-4 |
Средний |
Организует учебное сотрудничество детейсовместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учитдетей работе в группе |
5-6 |
Выше |
Создает условия для выстраивания ребенкоминдивидуальной траектории изучения предмета |
7-8 |
Хороший |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален,и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их поуровню знаний |
9-10 |
Высокий |
5.Методыобучения |
||
На уроке преобладают вербальные (монологучителя) и наглядные методы обучения |
1-2 |
Низкий |
Применяет современные и наглядные средстваобучения, ИКТ, тестовые технологии- учит составлять опорные сигналы, схемы,алгоритмы и блок-схемы- добывать информацию из учебника, справочников,Интернета- учит переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу,таблицу в график, диаграмму) |
3-4 |
Средний |
Организует самостоятельную работу уч-ся,которая проверяется ими по эталонам |
5-6 |
Выше |
Применяет интерактивные методы обучения,поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение,внутрипредметную и межпредметную интеграцию |
7-8 |
Хороший |
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ,урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления |
9-10 |
Высокий |
6.Рефлексия |
||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся |
1-3 |
Низкий |
Организует подведение итогов урока, вовлекаяуч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставилиперед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) |
3-4 |
Средний |
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно,чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать |
5-6 |
Выше |
Учит детей осуществлять контроль исамооценку своей деятельности в соответствии свыработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на урокепо специально продуманным к этому уроку критериям) |
7-8 |
Хороший |
Создает условия для выстраивания ребенкоминдивидуальной траектории изучения предмета. |
9-10 |
Высокий |
Инновационные воспитательные технологии
Вернуться назад на Инновационные технологии Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной…
Инновационные технологии в образовании
Вернуться назад на Инновационные технологии Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и…
Использование инновационных технологий
Вернуться назад на Инновационные технологии Внимание!Если Вам понравился наш сайт,то вы можете добавить его в закладку вашего браузера. Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти…